Марианна Вадимовна, добрый вечер. Извините за беспокойство. Я, мама Димы К., 3 года, ребёнок домашний. Были у Вас на консультации. Хотела с вами посоветоваться, может вы сможете помочь с этим вопросом. У Димы часто бывает голос неуверенным, в том числе из-за того, что он стесняется. Я могу ему как-то помочь с этой стороны? Если ребёнок становится более уверенным, то в голосе это тоже должно отразиться, верно? Мы очень стараемся: регулярно катаемся на самокатах/беговелах и даём ребёнку полную свободу быстро и активно ездить, ему это очень нравится и на улице он становится гораздо более смелым и уверенным; много занимаемся творческим самовыражением и все время его хвалим за успехи; всегда подчеркиваем его значимость и важность в нашей жизни. Можем ли мы ещё что-то сделать? У вас огромный опыт работы с детьми, может вы сможете поделиться дополнительными рекомендациями, как нам вести себя с ребёнком или какую-то хорошую книгу на эту тему? Может быть мы в своём поведении что-то делаем не так.
Заранее спасибо!
Ответ
Здравствуйте. Да, я помню Вас и Диму.
Не надо с ребенком обсуждать его неудачи, реагировать активно на то, что у него не получается. Именно ОЖИДАНИЯ взрослых от ребенка постоянных успехов, очень к нему пристальное внимание порождает тревогу и страх неоправдать Ваших надежд на него. Это может отражаться в разных проявлениях, в том числе и в голосе, и в заикании.
Также необходимо понимать и помнить, что поведение взрослого, с которым ребёнок общается постоянно, воспринимается им как эталон. Если Вы, или другой близкий человек, очень переживаете по любому поводу, часто волнуетесь, то Ваш малыш будет вести себя аналогично, снимая кальку с такого стиля реагирования на раздражители.
Судя по Вашим рассказам на приёме, взрослые всё время пытаются занимать чем-то ребёнка и общаться с ним. Дайте ему почаще оставаться наедине с игрушками, делать то, что он сам хочет, поменьше им руководить. Очень много активных взрослых на одного малыша. Но гулять, бегать, кататься, конечно, нужно. Выбирайте то, что ему нравится. И просто проводите время так, чтобы он чувствовал Ваши тепло, защиту и надежность. Хотя бы просто посмотреть книжку в обнимку. При этом не спрашивая ребенка, а давая ему информацию, увлекая за собой. Делайте всё сообща, не акцентируя внимание на каких-то неуспехах, и не забывайте замечать и хвалить даже за малые достижения.
Но лучше ответит на Ваши вопросы и даст консультацию психолог после обследования ребёнка.