Новости

А что дальше?

Родители задают очень часто серьезный и важный вопрос: а что дальше?
Ребенок может использовать бессудорожную речь на занятии во всех видах речи, а в обычной жизни этого не происходит. Что делать?
Ответ: не поправлять, не делать замечаний.
Ни в коем случае!!
Только опять усилим невроз.
А мотивировать на желание обратиться к Вам, включая навык красивой речи и контролируя её.

Как?
Если вдруг Вы услышите, что ребенок говорит неторопливо, без заикания, то этот момент надо зафиксировать своей радостью, похвалой и поощрением.
То есть, Вы, услышав обращенную к Вам речь ребенка, в ответ говорите: как ты сейчас красиво говорил, как мне нравится, ты для меня постарался! Спасибо тебе, меня это очень обрадовало.

То есть создаём у ребенка понимание, что контроль за своей речью в обычной жизненной ситуации, доставляет удовольствие взрослому.
И таким образом, потихоньку, может быть один раз в день или неделю получится заострить его внимание на хорошем качестве его речи.

Если такие ситуации не происходят,то очень мягко и тактично создадим её.
Ребенок приходит, говорит что-то Вам. 
Вы присаживайтесь перед ним на корточки, и глядя в глаза, говорите:
А давай попробуем сказать это красиво.
И может быть в первые разы Вы с ним повторите его фразу хором даже. 
А потом также радуемся и слова по тексту
С такими ситуациями не переборщите.
Сначала иногда, редко, пару раз в неделю.
Дайте ребенку понять, что Вам нравится, и как он может получить Вашу радость и похвалу (ну, и я бы награду выдавала бы, но это на Ваше усмотрение)

Но!!! Не поправлять и не делать замечаний!
Ни в коем случае!

Давайте услышим и поймём ребёнка

В последние дни на занятиях было несколько сложных ситуаций, которые потребовали серьёзной беседы с родителями.
И как это обычно бывает - вижу растерянность, недоумение, непонимание.
А потому что говорю:  чтобы ребенок смог справиться с заиканием, очень часто надо пересмотреть детско-родительские отношения, и меняться самим.
Тогда и он изменится, тогда и он твёрже встанет на ноги, и будет больше шансов, что уйдёт невроз, который провоцирует заикание.
 Вскрывать надо пласты глубоко лежащие...

И чтобы самой найти точки опоры в моем нелёгком труде (так как я стою на позиции, что не только с ребенком надо заниматься речью, а надо и с родителями обсуждать провокационные моменты,  и я очень радуюсь, когда смогла достучаться и меня услышали взрослые),
в который раз с огромным удовольствием и уважением переслушиваю лекции Гиппенрейтер Ю.Б.

Если мы, взрослые, услышим и поймём ребенка, то и о заикании будем меньше вспоминать и говорить...

Более подробные беседы с родителями и специалистами в Телеграм "Беседы о заикании Марианны Козловой"

 

Хочу внести сразу же некоторые пояснения.
Воспитывать, понимая ребёнка и не подавляя его своей властью, - это не значит уйти во вседозволенность, или как мы иногда говорим:  дать сесть себе на голову. И это не гиперопека.
Взрослый четко  понимает и делегирует ребенку что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. И ребенок должен знать и принимать слово: надо.
То есть ищем золотую середину, что и есть чрезвычайно сложно. И с каждым ребенком это получается по-своему.
Но главное - это уважение к нему как к личности с самого рождения.

Комментарий к отзыву мамы Оксаны

Небольшой комментарий к истории, рассказанной мамой Оксаной. Более подробные беседы с родителями в Телеграм канале "Беседы о заикании Марианны Козловой".
Пусть простит меня Оксаночка, мою очень уважаемая, с которой мы съели ни один пуд соли, если будет опять немного больно. 
К сожалению, дорогие родители, чаще всего коррекционный процесс заикания вашего ребенка идёт через работу родителя над собой, а работа над собой - часто через боль душевную...

На "Беседе первой" мы подробно говорили о факторах риска. И вот не обсуждая, имелся ли биологический фактор риска, (повторюсь, это прерогатива врача) можно в описанной истории видеть создание мамой психологических факторов риска. Когда ребенка начинают обучать и развивать, не учитывая ни его психическую зрелость, ни особенности развития мозга в каждом возрастном периоде, то появляется дисгармоничное состояние, с которым  какой-то ребенок не может справиться, и происходит срыв, а какой-то адаптируется и продолжает сосуществовать с этими факторами риска развития психического здоровья, которые могут проявиться в других вариантах, а не в заикании.

Мы живём в условиях рынка. И если продаются обучающие программы для детей с пелёнок, частные развивающие центры предлагают сделать из вашего чада вундеркинда, то лучше уточнить у врача, а надо ли это моему ребенку, или почитать научную и/или педагогическую литературу (не интернет - рекламу, и не форум мамочек). 

Таким образом, фактор(ы) риска имелись.
Пусковой момент, об этом мы говорили в "Беседе второй",   здесь был тепловой удар с высокой температурой.

При этом хочу отметить, что очень много встречаю детей раннеобучаемых, у которых расторможенность, возбудимость и огромнейшая тревога, появившиеся также от требований функционировать детский организм без учёта возрастных возможностей.

И в нашей истории, у замечательного мальчика с обворожительной улыбкой, были все эти сопутствующие проявления.
Большого труда стоило создать ребенку веру в себя, убрать тревогу перед книгой и всем новым, и научить радоваться своим успехам. А именно здесь и были основные "занозы" заикания. 
И если бы мама Оксана не стала серьезно прислушиваться к словам специалистов, не стала кардинально пересматривать свои взгляды на воспитание, и меняться самой ( Светлана Юрьевна очень редко кого-то хвалит, но вот Оксану хвалила, говоря, какая думающая мама), то только усилиями врача и логопеда мы, возможно, и не смогли бы выйти на стойкую ремиссию, которая держится уже более года

 

По поводу теплового удара с высокой температурой.
Это очень серьезная тема.
Контроль за температурным режимом крайне важен. Допускать ситуаций перегрева маленького ребенка нельзя.
Также как и слово "загорать" должно исключиться из возможных тем времяпрепровождения.

Ребенку летом играть можно только в рассеянной тени. Нет такой возможности - зонт над ним.
Открытого солнца - минимум, при котором кепка/панама на голове как приклеенная должна быть.

Высокая температура. Все знают, что при сильном повышении температуры, её надо сбивать. Не получается лекарствами - обтирайте водкой.
Но высокая температура - это угроза для мозга и возникновения судороги.

Вебинар 3. Заикание у детей.

"Беседа о заикании" третья.
Длительность - 90 минут.

Доступ к полной версии можно получить на сайте Профессионалы в коррекции заикания"
Обсуждаем:
- Сочетанность речевой патологии;
- Вопрос о необходимости дыхательных упражнений (подробнее будем ещё обсуждать более конкретно и глубоко на других Беседах);
- Какие методы логопедической коррекции заикания существуют;
- Они взаимоисключающие или могут сочетаться;
- Методы снятия судороги;
- Что является целью коррекционного процесса, а что только этапом;
- Создание новой программы бессудорожной речи;
- Возможности перехода новой речевой бессудорожной программы из организованной речи в спонтанную бессознательно и/или на самоконтроле (для лучшего понимания провожу аналогию с коррекцией звукопроизношения);
- На чём необходимо основываться при выборе способа формирования навыка бессудорожной речи.

Вебинар 2. Заикание у детей.

В "Беседе" второй обсуждается:

Что такое заикание - особое видение практика.

Краеугольный камень заикания.

Заикание - трансформирующееся заболевание.

Логопедическая коррекция заикания - многоплановая. Какие необходимо выстраивать параллели.

Формирование последовательности мышления через развитие структур речи и обучение планированию высказывания.

 

Вебинар 1. Заикание у детей.

Первая "Беседа о заикании" состоялась 19 марта 2022 года. 

Для тех, кто не смог в ней участвовать, есть возможность приобрести доступ для просмотра видео "Беседы" первой.

Длительность - 180 минут. 

И хотя эта беседа обращена к специалистам, в ней огромнейшая информация, полезная и для родителей.

Обсуждаются: 

- как работают с проблемой заикания у детей в Центре патологии речи и нейрореабилитации г. Москвы (только основные положения; если будут вопросы по этой теме, то тогда более полно);

- факторы риска, влияющие на психическое развитие ребёнка;

- заикающиеся дети - это особые дети; какие видим общие черты, для чего нам необходимо уметь видеть ребёнка и прочувствовать его; как работать с родителями, мотивировать их, обучать и поддерживать;

- как долго необходимо работать с пациентами, какую результативность можно ожидать;

- "испугала собака", "накричала воспитатель" не являются причинами возникновения заикания; почему;

- примеры сложных клинических случаев.

Для того, чтобы получить доступ для просмотра Беседы первой необходимо оставить заявку в разделе Вебинары на сайте:
zaikanie-net-profi.ru

Обучение послоговому чтению по методике Т.С.Резниченко

Поэтапная демонстрация занятий по обучению послоговому чтению по методике автора  «Занимательного Букваря» кандидата педагогических наук Т. С. Резниченко, специалиста Центра патологии речи и нейрореабилитации г.Москвы.

Методика усовершенствованна с подготовительным этапом знакомства со слогами и расширена для полной программы подготовки к школе Козловой М. В.специалиста Центра патологии речи и нейрореабилитации г.Москвы.

Занятие первое

Занятие второе

Занятие третье

Последующие занятия и демонстрацию эпизодов дистанционных занятий смотрите там же, в Ютубе на канале Марианны Козловой. 

Обсуждения и информация - на канале в Телеграмм: Беседы о заикании Марианны Козловой

От слога к слову, фразе, тексту. С обучением пересказу прочитанного текста с помощью картинок- символов. 

С последующим переходом к обучению письму слов через звуко-буквенный анализ и синтез, написание фраз без предлога и с различными предлогами, знакомство с понятиями гласные-согласные и их характеристиками, с ударением, а также работа по профилактике дисграфии и дислексии. 

❗️    Во время наших занятий будут использованы книги:

1. Резниченко Т. С. Занимательный букварь 

2. Марианна Козлова. Школа красивой речи. Послоговое чтение 

3. Марианна Козлова. Школа красивой речи. Учимся читать часть 2

4. Марианна Козлова.  Сказка о звуках. 

5. Е. Косинова. Пишем вместе с логопедом. 

6. О. В. Узорова. Обучение детей чтению. 100 текстов. 

7. Марианна Козлова. Школа красивой речи. Формирование структуры фразы (в данном случае эта книга будет использоваться для обучения написания предложений с различными предлогами)

 

‼️       Внимание!

Большинство представленных книг можно будет получить в электронном виде по запросу на сайте:

zaikanie-net-profi.ru

 

P.s. Книги в электронном виде можно будет получить после демонстрации работы по каждой на занятиях. 

Буду во время видеовстреч сообщать, какую книгу можно заказывать. Следите за информацией на Ютубе. 

Вышла новая книга по коррекции заикания.

13.10.2021

Книга «Школа красивой речи.Предлоги.Часть 1» – является дополнением к основным методическим пособиям по коррекции заикания «Школа красивой речи.Формирование плавности» и «Школа красивой речи.Автоматизация плавности».Представленная книга может также рассматриваться и как самостоятельное пособие по формированию и использованию предлогов различной сложности, актуализации словарного запаса, планированию собственного высказывания на уровне фразы и активизации фразы, развитию грамматических основ русского языка.
Данное пособие предназначено как для детей, имеющих речевую патологию, так и для детей без речевых проблем, начиная с 3 лет.

 Методика «ниточка» по коррекции заикания прошла апробацию в Центре патологии речи и нейрореабилитации в течение 30 лет со значительной положительной динамикой у более чем двух тысяч детей. А после выхода пособий доказала свою состоятельность при использовании логопедами разных регионов России и за её пределами, о чём специалисты делятся с автором. Подробно методика «ниточка» по коррекции заикания и её этапность изложена в книгах «Формирование плавности» и «Автоматизация плавности». Но специалистами неоднократно высказывалась мысль, что не хватает объёма речевого материала для формирования навыка и актуализации фразовой речи. Поэтому появилось пособие «Предлоги». Здесь нет подробных комментариев к упражнениям, так как предусматривается выполнение заданий параллельно с пособием «Формирование плавности». Многолетние наблюдения показывают, что у детей 3-5 лет имеются значительные трудности с внутренним планированием собственного высказывания и несформированность структуры фразы. Это для заикающихся ребятишек является одним из серьёзных провокационных моментов в возникновении тревоги, напряжения, судороги. Поэтому логопеды, работающие с заиканием, обязательно ставят первостепенную задачу решать именно эти моменты с дальнейшим развитием связной речи. А представленное пособие поможет создать для этого прочную основу. Весь материал в книге представлен в виде картинно-графических схем, где используются символы. Они представлены в таблице ниже. А также на каждой странице для родителей в виде примеров написаны фразы, которые можно использовать при составлении предложений, но можно их и видоизменять. Картинный материал представлен в контурном изображении. Родителям предлагается организовать самостоятельное их раскрашивание ребёнком, особенно при использовании в высказывании называние цвета. Взрослый при необходимости помогает и включается в процесс раскрашивания, объясняя, как и почему делаем именно таким образом. Во время этой работы очень полезно проводить с ребенком диалоги, когда он отвечает на вопрос полной фразой, если это уже возможно исходя из основного коррекционного этапа

Дистанционные консультации и логопедические занятия по коррекции заикания.

15.09.2020
В течение последних месяцев успешно проводятся как дистанционные консультации родителей, так и дистанционные занятия с детьми разного возраста - от 4-х до 18 лет по коррекции заикания.
Занимаюсь с детьми из разных уголков России -  Владивостока и Хабаровска,  Новосибирска, Воронежа, Ставрополя, Калуги, Москвы и других больших и малых городов. А также занимаются или получают рекомендации и консультации  русскоязычные дети из Тайланда, США (Нью-Йорк, Майами),  Казахстана, Приднестровья, Кипра, Финляндии.
Рада, что могу оказать помощь и поддержку тем, кто в ней нуждается.

"Основные аспекты коррекционного логопедического воздействия при работе с заикающимися детьми."

09.11.2019

Научно-практическая конференция «Язык и речь в контексте психического здоровья» при участии Государственного  института русского языка им. А.С. Пушкина, Научно-практического  центра психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой, Центра патологии речи и нейрореабилитации состоится 14 ноября 2019 года.

Приглашаю послушать  мой доклад "Основные аспекты коррекционного логопедического воздействия при работе с заикающимися детьми".

"Научите нас работать с заикающимися!"

27 мая в городе Старая Купавна прошла пятичасовая встреча со специалистами Богородского района Московской области, в ходе которой обсуждались практические вопросы коррекции заикания у детей. Очень радует, что тема нашего мастер-класса,  вызвала огромный интерес у столь большого количества логопедов, а также искреннее желание помочь детям с такой тяжелой речевой патологией как заикание.

"Упражнения по автоматизации плавности" часть 2 - пособие по коррекции заикания

02.02.19

Дорогие мои родители учеников и коллеги. Рада сообщить, что вышла долгожданная вторая часть "Упражнения по автоматизации плавности", о котороой многие так активно и настойчиво спрашивали. Хочу обратить Ваше внимание на те виды речевой работы, которые  представлены в этой книге.

  1. В виде вступления предлагается стихотворение С.Я.Маршака «Пудель», с помощью которого на новом материале вспоминаем, как умеем красиво говорить, прорисовывая «ниточки»,  контролируя темп речи, работая над паузами в стихотворной речи.
  2. Автоматизация речи без заикания на уровне простой фразы во время самостоятельного формулирования предложения по имеющемуся  заданию. Отсутствие необходимости в этих упражнениях рисовать «ниточку» даёт возможность продолжить  формировать у ребёнка  навык самоконтроля.
  3. Продолжение работы над умением делать  паузы  в сложных предложениях.
  4. Выполнение интересных заданий, требующих проводить диалог, при котором каждый говорящий «включает» осознанно навык красивой спокойной речи.
  5. Продолжение обучению планирования собственного монолога на уровне рассказа-описания с помощью картинок-символов.   В данном пособии предлагаются рассказы-описания  по теме: «Фрукты», а самостоятельно можно продолжить аналогичную форму работы по любой теме.
  6. Обучение планированию собственного монолога на уровне пересказа и  рассказа-действия с помощью картинок-символов.
  7. Одновременно очень активно включаем проведение различных видов тренингов. Это выступления перед публикой или малознакомым человеком с выученным текстом, проведение диалога в виде «Загадай загадку», «Задай вопрос», проведи урок в роли учителя.  А в дальнейшем – это проведение интервью, рекламы, разговора по телефону.   Но все виды работы обязательно продолжаем проводить с помощью прорисовывания для  каждой фразы картинок-символов.  Это позволит ребёнку,  вспоминая картинки и вызывая зрительные ассоциации,  во время речи  иметь  опору и последовательность, а в дальнейшем   научиться планировать любое своё высказывание.

С помощью последовательных упражнений из книг «Формирование плавности» и «Автоматизация плавности» части 1,  2 формируется и активизируется фразовая и связная речь, ребёнок обучается планированию своих высказываний. Это та необходимая речевая база,  имея которую можно сформировать  и закрепить  новый навык речи без заикания.