С просьбой о помощи

Здравствуйте Марианна Владимировна! Мой младший сын, которому 3 года , два месяца назад начал сильно заикаться , до этого никаких предпосылок на заикание не было. Два месяца скитаний по врачам , логопедам , неврологам , остеопатам не дали никаких результатов , становилось только хуже , сейчас практически не понимаем , что он говорит, когда он пытается разговаривать предложениями. Мы в отчаянии! Живем в Москве, очень хотели бы пройти курс лечения. Спасибо

Ответ.

Здравствуйте.

Очень жаль, что никто из специалистов не объяснил Вам, что самое худшее для ребенка — это ажиотация взрослых с беганием по врачам. Начальный, острый  этап заикания предполагает строгое соблюдение общего и речевого охранного режима на фоне медикаментозной терапии. И обязательно — мама должна делать постоянно над собой усилие — не замечать заикание, успокоиться и не тревожить ребёнка своим волнением.

В ближайшие месяцы ребёнку не показаны системные логопедические занятия. Не бегите к логопеду, а налаживайте очень спокойную обстановку для ребенка. 

Курс лечения в Центре патологии речи можно пройти, для этого изучите сайт, там есть инструкция, как записаться.

И еще рекомендации:

Охранительный общий и речевой режим при инициальном заикании.    Памятка.

Заикание, возникшее впервые и длящееся не более 4-х месяцев,  рассматривается как острое состояние и называется инициальным заиканием. В этот период необходимо создание охранительного общего и речевого режима ребенка. Чем быстрее удастся нормализовать психо-эмоциональное состояние ребёнка, тем благоприятней прогноз в течении заикания. 

  1. На протяжении нескольких месяцев с момента возникновения запинок в речи ребенок должен находиться под наблюдением психиатра и / или невролога, получать лечение, если таковое будет назначено. По рекомендации врача возможны индивидуальные занятия с психологом, психотерапевтом, в которые может быть вовлечена семья.
  2. Логопедические занятия, направленные на развитие речи, коррекцию  звукопроизношения или заикания в этот период категорически не показаны. Общеразвивающие нагрузки также должны быть минимальны.
  3. Родители не должны внешне проявлять своего беспокойства по поводу возникших запинок. С ребёнком общаемся спокойно, без напряжения, с улыбкой. Ни в коем случае нельзя обсуждать речь ребёнка в его присутствии. Категорически нельзя делать замечания  по поводу речи ребенка, поправлять его, «учить» как правильно говорить.  Недопустимы передразнивания и насмешки. Заикающийся ребенок не должен чувствовать себя ни ущербным, ни привилегированным.
  4.  Взрослым нужно  контролировать темп своей речи, говорить  спокойно, неторопливо,  но и не монотонно.
  5. Желательно выявить и постараться устранить ситуацию, травмирующую психику ребенка (возможно с помощью психолога). Очень важно  контролировать взаимоотношения в семье. Это предполагает создание спокойной, доброжелательной обстановки с учётом страхов ребенка и его тревог. Заикающиеся дети требуют ровного, внимательного  отношения.
  6.  Нужно на 2 – 4 месяца отказаться от посещения детского сада, ограничить проведение шумных семейных праздников, исключить перегрузки ребенка впечатлениями от зрелищных мероприятий, поездок, мест большого скопления людей. Необходимо временно избегать ситуаций, которые чрезмерно возбуждают,  расстраивают или утомляют ребенка. Бурные безудержные радостные эмоции в этот период также нежелательны.
  7. Необходимо соблюдать режим дня, отводить достаточное время на ночной сон и дневной отдых, регулярно гулять с ребенком, предпочитая пешие прогулки в парковой зоне. Организовать полезные ритуалы, которые будут уменьшать тревогу ребенка (например, перед сном в одном и том же порядке вспоминать хорошие события дня, купаться, рассказывать сказку, петь колыбельную).
  8. Очень важно организовать жизнь ребенка так, чтобы его не нужно было торопить.
  9. В инициальный период не следует  побуждать ребенка   к активной  речи. Но нельзя запретить ребенку говорить, если у него возникает такая потребность. Следует переводить речевую активность ребенка из монологической речи в диалогическую. Задавая вопрос, нужно предлагать выбор, избегая длинных фраз в его речи: «Ты на завтрак будешь кашу или омлет?»  Полезно отсрочить речь ребенка, когда он что-то эмоционально начинает рассказывать: «Давай мы присядем, и ты мне всё спокойно расскажешь». Нельзя перебивать ребенка. 
  10.  Надо постараться удержать ребенка от речи, если он плачет или на грани истерики.
  11.  Необходимо ограничить общее время просмотра фильмов и компьютерных игр (в общей сложности – не более 30 мин. в день), контролировать их содержание и находиться в это время рядом с ребенком.
  12.  На период острого состояния лучше ограничиться чтением уже знакомых книг. При большом желании ребёнка послушать чтение новой  книги, сначала  рассмотреть картинки,  затем взрослый  в свободной форме пересказывает содержание.
  13.  Из игр предпочтение должно отдаваться лото, мозаике, настольным играм, конструкторам, строительным играм, а также лепке и рисованию. Очень полезны игры с водой и песком.