К какому специалисту бежать за помощью в лечении заикания

Доброе утро. Марианна Вадимовна, подскажите пожалуйста. Ребёнку 3,5 года. В конце июля я заметила запинки. 3-го августа были на приёме у логопеда. Нам посоветовали охранный режим (исключить телевизор и т.п., тактильный контакт, прослушивание спокойной мелодичной музыки, не перегружать новой информацией). А уже числа 6, 7 запинки были в начале практически каждого предложения. 9-го августа ребёнок не мог ничего сказать...испугался этого, стал закрывать рот руками. Он и сейчас мало говорит. Раньше рот не закрывался ни на секунду. Я обратила внимание, что стал песенки петь, чтобы привлечь к себе внимание. В начале весны был нейрогенный мочевой пузырь. С 9-го августа (то есть месяц) пьём Фенибут и Магний В6. Но ситуация пока не меняется. Вроде бы становится получше, а потом снова плохо. Вчера вот ничего толком не мог сказать ( Подскажите пожалуйста, нам нужно срочно бежать на занятия с психологом, логопедом??? Сейчас занимаемся только дома. Приобрела Ваши методические пособия. И ещё: как можно попасть в центр, в котором Вы работаете? Там проходят только занятия или можно находиться на лечении вместе с ребёнком? Заранее спасибо за ответ.

ответ

Здравствуйте.
Сейчас не нужно давать ребенку речевую нагрузку, занятия с логопедом пока не показаны.
Более подробные рекомендации в Памятке ниже.
Сейчас надо откорректировать медикаментозное лечение и попасть на прием к врачу, который имеет большой опыт  работы именно с заиканием.
В Центр патологии речи можно записаться, позвонив по телефону в колл-центр. Там очередь. Но потом курс занятий с логопедом и психологом будет бесплатно.

Охранительный общий и речевой режим при инициальном заикании.    Памятка.

Заикание, возникшее впервые и длящееся не более 4-х месяцев,  рассматривается как острое состояние и называется инициальным заиканием.          В этот период необходимо создание охранительного общего и речевого режима ребенка. Чем быстрее удастся нормализовать психо-эмоциональное состояние ребёнка, тем благоприятней прогноз в течении заикания. 

  1. На протяжении нескольких месяцев с момента возникновения запинок в речи ребенок должен находиться под наблюдением психиатра и / или невролога, получать лечение, если таковое будет назначено. По рекомендации врача возможны индивидуальные занятия с психологом, психотерапевтом, в которые может быть вовлечена семья.
  2. Логопедические занятия, направленные на развитие речи, коррекцию  звукопроизношения или заикания в этот период категорически не показаны. Общеразвивающие нагрузки также должны быть минимальны.
  3. Родители не должны внешне проявлять своего беспокойства по поводу возникших запинок. С ребёнком общаемся спокойно, без напряжения, с улыбкой. Ни в коем случае нельзя обсуждать речь ребёнка в его присутствии. Категорически нельзя делать замечания  по поводу речи ребенка, поправлять его, «учить» как правильно говорить.  Недопустимы передразнивания и насмешки. Заикающийся ребенок не должен чувствовать себя ни ущербным, ни привилегированным.
  4.  Взрослым нужно  контролировать темп своей речи, говорить  спокойно, неторопливо,  но и не монотонно.
  5. Желательно выявить и постараться устранить ситуацию, травмирующую психику ребенка (возможно с помощью психолога). Очень важно  контролировать взаимоотношения в семье. Это предполагает создание спокойной, доброжелательной обстановки с учётом страхов ребенка и его тревог. Заикающиеся дети требуют ровного, внимательного  отношения.
  6.  Нужно на 2 – 4 месяца отказаться от посещения детского сада, ограничить проведение шумных семейных праздников, исключить перегрузки ребенка впечатлениями от зрелищных мероприятий, поездок, мест большого скопления людей. Необходимо временно избегать ситуаций, которые чрезмерно возбуждают,  расстраивают или утомляют ребенка. Бурные безудержные радостные эмоции в этот период также нежелательны.
  7. Необходимо соблюдать режим дня, отводить достаточное время на ночной сон и дневной отдых, регулярно гулять с ребенком, предпочитая пешие прогулки в парковой зоне. Организовать полезные ритуалы, которые будут уменьшать тревогу ребенка (например, перед сном в одном и том же порядке вспоминать хорошие события дня, купаться, рассказывать сказку, петь колыбельную).
  8. Очень важно организовать жизнь ребенка так, чтобы его не нужно было торопить.
  9. В инициальный период не следует  побуждать ребенка   к активной  речи. Но нельзя запретить ребенку говорить, если у него возникает такая потребность. Следует переводить речевую активность ребенка из монологической речи в диалогическую. Задавая вопрос, нужно предлагать выбор, избегая длинных фраз в его речи: «Ты на завтрак будешь кашу или омлет?»  Полезно отсрочить речь ребенка, когда он что-то эмоционально начинает рассказывать: «Давай мы присядем, и ты мне всё спокойно расскажешь». Нельзя перебивать ребенка. 
  10.  Надо постараться удержать ребенка от речи, если он плачет или на грани истерики.
  11.  Необходимо ограничить общее время просмотра фильмов и компьютерных игр (в общей сложности – не более 30 мин. в день), контролировать их содержание и находиться в это время рядом с ребенком.
  12.  На период острого состояния лучше ограничиться чтением уже знакомых книг. При большом желании ребёнка послушать чтение новой  книги, сначала  рассмотреть картинки,  затем взрослый  в свободной форме пересказывает содержание.
  13.  Из игр предпочтение должно отдаваться лото, мозаике, настольным играм, конструкторам, строительным играм, а также лепке и рисованию. Очень полезны игры с водой и песком.