«Школа красивой речи» Формирование ритмичности

В книге «Формирование ритмичности речи» (готовится к изданию) - представлен комплекс последовательных упражнений для работы с ритмами. Не у всех детей есть возможность справиться с заиканием только на плавности, поэтому необходимо подключить ритмичность. Но также не все дети принимают ритмы, и чем младше, тем хуже. Поэтому индивидуальный подход в коррекционной работе остаётся важным.

При необходимости работы с ритмами  на начальном этапе используем поддержку движением рук, чтобы ребёнок тактильно ощутил  ритмы и была внешняя помощь.  Но как только появилась возможность говорить ритмично на самоконтроле, убираем любые движения, чтобы не автоматизировать сопутствующие движения.

На занятиях сначала слова и простые фразы охлопываются по столу левой – правой рукой попеременно. Затем ритмы формируются с помощью «пирожков», то есть отхлопывание слогов ладонями, но, переключая справа налево захват кисти  рук и обратно. Большинству  детей старшего  дошкольного и младшего школьного возраста такого комплекса упражнений достаточно, чтобы перейти на ритмичную речь без тактильной помощи, пользуясь самоконтролем. В случае  если необходима внешняя помощь, предлагаются упражнения с отбиванием ритма большим пальцем руки по кисти, сложенной в кулак. Но чаще дети предпочитают помогать себе отстукиванием указательным пальцем по столу, бедру или по сложенным на груди рукам. Для детей старшего школьного возраста предлагаются упражнения с пословным ритмом.

Последовательность  и длительность предложенных упражнений в пособиях «Формирование плавности речи», «Автоматизация плавности речи»,  «Формирование ритмичной речи» не является обязательной. Специалист индивидуально варьирует в зависимости от тяжести заикания, возможности перехода на речь без заикания при использовании того или иного способа коррекции, а также от времени формирования и автоматизации  навыка каждого  конкретного ребёнка.

Исходя из многолетнего и очень многочисленного опыта, в моей практике выработались следующие принципы:

- для детей 3-4 лет основной работой должна стать коррекция речи через формирование плавности. Ритмичная речь в этом возрасте не принимается детьми. Они чаще всего напрягаются и  пугаются. Поэтому только при сильном заикании, когда упражнения по плавности не помогают, можно применить ритмы, и то только в виде отхлопывания по столу. «Пирожки» не дают никакого эффекта, так как не сформирована ещё на необходимом уровне моторика, и вызывают напряжение.

- для детей 4-5  лет также основным является способ  - плавность речи, то есть метод «ниточки». Но рекомендуется при отсутствии занятий по логоритмике  разминка в виде упражнений с ритмичной речью.

-для детей 5-7 лет  (дошкольники)  можно курс занятий начать с ритмичной речи: отхлопывание по столу левой и правой рукой попеременно, затем переход к речи с «пирожками» и потом самостоятельная ритмичная речь без помощи рук. Более подробно описано в книге «Формирование ритмичной речи».  Как только видим, что ребенок может говорить без внешней помощи, убираем руки, чтобы не сформировать сопутствующих движений. Затем переходим к обучению плавной речи. А ритмичную речь используем только как разминку в начале занятия. В индивидуальных случаях, когда говорить без заикания получается только «на ритме», бывает необходимо оставить в основе речеговорения ритмичность, но  при этом используя плавность.

-для младших школьников в начале курса занятий активно и длительно используем ритмичную речь, начиная с серии слогов разной длины, стихов, фраз. Затем чтение, пересказы, рассказы, диалоги, тренинги. Этапность формирования ритмичной речи такая же, как описывалось выше. Если ребёнок очень фиксирован на своей проблеме и может говорить, только помогая себе  движением,  и ему необходима внешняя помощь, которой также является движение рукой, то оставляем ему возможность помогать себе, но ищем способ, как это делать. Часто ребёнок  сам  выбирает тот способ, который для него более приемлем из предложенных специалистом.  Это отхлопывание ритма большим  пальцем по зажатому кулаку, который можно спрятать в карман. Или указательным пальцем по сложенным рукам на груди. Иногда ритмы ребёнок предпочитает отбивать себе каким-то предметом, который крутит в руках. Здесь надо предоставить возможность выбора, чтобы было комфортно. Не надо поощрять стучания ногой и раскачивания туловищем в ритм речи, в дальнейшем это получается очень активнопроявляющимся и вызывает отрицательные эмоции  окружающих людей.

Если ребёнок может справиться с заиканием при речи «на ритме» без помощи руки, то начинаем формировать плавность. И именно в этом возрасте большинство детей «бунтуют» против речи «на ритме», называя её - «как робот». Свой протест они  аргументируют тем, что в школе так говорить не смогут,  и все будут смеяться. Когда ребёнок обучается плавности, в основе которой остаётся ритмичность, то он легче принимает этот способ и активнее его использует, чтобы преодолеть судорогу, и даже соглашается, что таким видом речи он может говорить везде.

 Подробнее  описано, а также предоставлены в большом количестве упражнения также в книге «Формирование ритмичной речи» и  в «Пособие для школьников».

- старшие школьники (12-14 лет). Вначале я предпочитаю брать различные речевые упражнения, используя метроном.  Затем – «пирожки» и ритмичная речь на самоконтроле без рук. Далее часто приходится даже в условиях группы работать с применением индивидуальных приёмов.

Плавность речи обязательно используем, но как показывает практика, подростки неохотно её используют. Они чувствуют, что ритмы им  больше помогают, но при этом  не хотят говорить так, потому что послоговой ритм ощущается нежизненным. Хотя тренинг в виде рэперов выполняют охотно и весело. Наиболее приемлемым чаще всего оказывается для ребят пословный ритм, когда паузы надо делать не после каждого слога, а после каждого слова. Метод пословного ритма даёт ощущение, что они говорят, как ораторы с трибуны, и при этом огромную радость, что могут говорить и справляться с заиканием. И именно в этом возрасте можно и нужно открыто говорить с ребёнком о его заикании, называя всё своими  именами.

При очень тяжелом заикании, когда есть возможность говорить только при сильном внешнем раздражителе – метрономе, работаем с наушниками. Ребёнок вставляет один наушник в ухо, где звучит метроном. Сейчас никого не удивить людей с наушниками, поэтому реакция ребёнка на такой вид помощи положительная. И на занятиях тренируемся, меняя скорость ритма метронома. Конечно же, при первой возможности говорить без такой уловки, продолжаем коррекцию с «пирожками» и далее, что представится возможным.