«Школа красивой речи» Автоматизация плавности Часть 1

Книга «Школа красивой речи. Автоматизация плавности речи » - это методико-практическое пособие для коррекции заикания у детей (дополнительные мои комментарии можно прочитать в разделе Новости). Данное  пособие  разработано, опираясь на основные принципы коррекции заикания. Здесь  впервые  предлагается комплекс упражнений по автоматизации плавной речи во фразах, диалогах, рассказах с использованием картинного материала. Книга «Автоматизация плавной речи» представлена в двух частях и является продолжением книги «Формирование плавности речи», где вводится  новый метод под названием «ниточка».  В комментариях к каждому упражнению доступным языком описывается,  как заниматься с ребёнком.  Предложенные упражнения рассчитаны на работу с детьми, начиная с 3 лет. Но являются универсальными для коррекционной работы с детьми любого возраста.  Данное пособие предназначено  для детей, имеющих заикание.  Но может быть полезно и  детям  без речевых проблем  для активизации фразовой речи и обучению планированию связному рассказыванию.

Книги «Автоматизация плавной речи»(готовятся к печати) в двух частях являются последовательным продолжением коррекционного процесса после начального этапа формирования плавности. В них продолжается работа на уровне фразы, но задания усложняются. И начинается работа по автоматизации речи без заикания в связной речи в виде составления рассказа-описания, используя картинки-символы, составления рассказа по сериям картинок, также используя символы для формирования плана высказывания, пересказы. Благодаря длительному последовательному периоду автоматизации навыка говорения без заикания сознательный контроль за речью переходит в бессознательный.  А значит, происходит вытеснение старой программы с заменой на новую, где в речи отсутствует заикание. 

Во время наших бесед при выполнении упражнений в данных пособиях по коррекции заикания будем  использовать несколько понятий. Таких понятий  как: речь на самоконтроле, речь с внешним контролем, речь с внешней помощью, речь с сопутствующим движением. Чтобы было легче понять, давайте обсудим, что обозначает каждое.

- Речь на самоконтроле. Ребёнок принял новый навык речи без заикания, освоил его и старается говорить по-новому, прислушиваясь к своей речи и применяя навыки, данные на занятиях.

- Речь с внешним контролем. Ребёнок принял новый навык речи без заикания, освоил его и старается говорить по-новому, но ему трудно самостоятельно применять навыки, данные на занятиях. Для использования умения пользоваться «красивой речью» ему нужно напоминание (очень мягкое и тактичное) взрослого, будь то логопед, или родитель. Или таким «напоминанием» может послужить атмосфера кабинета, вид здания, где проводятся занятия, или грамота на стене, которую вручила логопед (из рассказов родителей). Также одна мама рассказывала, что у сына очень сильное заикание проявлялось и дома, и во время дороги на занятия, но стоило ему войти в калитку на  территорию Центра патологии речи, как речь резко менялась, и мальчик начинал говорить спокойно и без заикания. Вот это очень яркий пример внешнего контроля.

- Речь с внешней помощью. Ребёнок активно пробует использовать те способы речеговорения, которым обучает его логопед, но говорить без заикания получается пока только с внешней помощью. Такой  помощью могут  быть различные варианты движения пальцев или кисти руки (рук), звук метронома (возможно в наушниках).

- Речь с сопутствующим движением. Это тот вариант речи, который мы постараемся не сформировать у ребёнка. О сопутствующем движении мы  говорим тогда, когда ребёнок может говорить без заикания, ему не требуется внешняя помощь, но имеется стойкая фиксация сопровождения речи движением. Такой вариант появляется иногда самостоятельно. Ребёнок ощущал, что ему легче говорить, когда он сопровождает свою речь каким-то движением, и  путем многочисленного повторения сам это зафиксировал. Другой вариант –  формирование и автоматизация речи с сопутствующим движением на занятиях по коррекции заикания. Такое происходит, когда на первом этапе есть необходимость во внешней помощи, но затем при уменьшении тяжести заикания и расширении возможности говорения не был проведён этап автоматизации «красивой речи» без движения-помощи. И у ребёнка стойко сформировалось понимание, что «красивая речь» - это речь с движением. Такими движениями могут быть отстукивание ногой, раскачивание телом, «дирижирование»,  движения головой и (или) носом.

 

М.Козлова «Школа красивой речи. Автоматизация плавности часть 1» М., Изд-во Секачев. 2018, 120 стр.

 

 Для заказа книг по ценам издательства с доставкой по Москве и по России пишите на почту: knigimk@mail.ru