«Школа красивой речи» Учимся читать Часть 1

Формирование навыка чтения очень важный этап в развитии ребёнка. Большинство родителей, когда хотят начать учить своего ребенка читать, сталкиваются с большой проблемой – а как это правильно делать.  Хотим поделиться своим многолетним опытом. За годы через руки логопедов Центра патологии речи и нейрореабилитации города Москвы прошли тысячи детишек с различными речевыми нарушениями. Мы дали им основу, создали прочный фундамент для дальнейшей учёбы, научив их чтению. Сталкиваясь с трудностями, появляющимися у детей при формировании этого навыка, и появлением уже на начальных этапах специфических ошибок, которые могут в дальнейшем проявиться в нарушениях чтения и письма, мы совершенствовали свой взгляд на методологию обучения чтению, искали новые возможности облегчить ребёнку процесс погружения в мир букв, разрабатывали способы предупреждения специфических ошибок.

Широко известна методика раннего обучения чтению к.п.н. Т.С. Резниченко, автора «Занимательного букваря», который регулярно переиздаётся и пользуется большой популярностью. При использовании послогового метода, который предлагает Резниченко Т.С. в своей книге, ребенку даётся на начальном, довольно длительном этапе, чтение только прямых слогов (СГ, где С – это согласный, Г – это гласный) и слов из них.

Послоговое обучение является самым мягким и доступным способом знакомства ребёнка с чтением.

Этот способ позволяет развивать речевые ритмы, что благоприятно сказывается на дальнейшем усвоении устной речи, а также является основой логопедической работы по коррекции различных нарушений речи у детей, в том числе заикания. Также позволяет избегать трудностей оптико-пространственного восприятия, которое еще не сформировано у детей 3-4 лет. Когда же дети начинают изучать сразу же прямые (СГ) и обратные (ГС) слоги, то часто мы видим трудности усвоения, т.к. идет нагрузка на оптическое восприятие структуры слога. Ещё одна ошибка, которую часто допускают родители – это при назывании изолированной буквы произносят не позвучно, а по названию буквы в алфавите. Ребёнка сразу же ставим в тупик. Мама объясняет: «Это буква «СЭ», а это «А». Читаем: СА». Непонятно почему СА, когда мы ясно слышим: СЭА. Или почему «ША» и «У» получается «ШУ». Поэтому Резниченко Т.С. утверждает, что надо учить с ребенком сразу слоги, не проговаривая буквы в слоге. И правильность этого подхода  доказана нашими многочисленными многолетними наблюдениями. Но не всем детям легко дается навык восприятия и запоминания слогов, а также их различение. Поэтому в помощь родителям в виде данного пособия мы решили дать некоторые методические рекомендации, как легко научить ребёнка читать, используя послоговой метод обучения, разработанный Резниченко Т.С.

В первой части нашего пособия детям предлагается запомнить название слога, опираясь на слово, которое начинается на этот слог, в виде картинки-символа. Затем ребенок читает слова из этих слогов, где картинка-символ сохраняется, чтобы иметь зрительную опору, и малышу не приходилось мучительно вспоминать, как звучит этот слог, а формировалось ощущение, что читать – это легко и интересно. Обратите внимание, что в части первой слоги берутся только прямые (о чём мы говорили выше) и только с гласной «а». Это необходимо, чтобы на начальном этапе не запутать малыша изменениями в слоге и первой и второй буквы.

Объём нового материала, который усваивает ребенок, разбит поурочно. На самых первых занятиях он минимален, затем наращивается. Мы рекомендуем родителям придерживаться этих рамок. Не надо торопиться и перегружать малыша. Помните, мы с вами создаем надежный фундамент,  на котором будет строиться здание умений и знаний. И это не делается быстро. Это надо сделать прочным.

Иногда возникает вопрос, а почему наши занятия названы уроками, ведь данная книжка рассчитана на детей  младшего возраста. А вот именно в этом возрасте дети с удовольствием играют в школу, им очень хочется стать взрослее и заниматься на уроках как в школе. Поэтому это способ дать ребятишкам почувствовать себя учениками, и, если мы, взрослые, сумеем превратить процесс обучения в радостное действие, то сумеем создать мотивацию учиться уже с этого возраста.

Многим детям трудно сразу учиться по книге, поэтому мы предлагаем сделать карточки со слогами. Из приложения №1 необходимо вырезать и склеить карточку так, чтобы на лицевой стороне был слог (например, «МА»), а на обратной стороне – картинка (машина) – слово, начинающееся на данный слог. Учим с малышом слоги, называя его целиком и «подглядывая» на картинку. Складываем из наших карточек слова, которые написаны для каждого урока.

В дополнение, при изучении слогов мы хотим предложить поиграть с ребёнком в игру «3 лишний». Для этого  понадобятся карточки из приложения №1. Для игры берите только те слоги, которые уже изучены. Затем говорите ребёнку, что Вы загадали слово, но чтобы его запутать, вместо двух карточек даёте три, одна лишняя. Отгадай слово. Цели этой игры следующие: 1) повторение называния слогов, которые в данный момент изучаете, т.к. по книжке ребёнку уже надоело; 2) выкладывая на столе слоги и меняя их местами, ребёнок понимает и запоминает, что читать и писать (выкладывание слов из слогов можно рассматривать как элемент письма) надо слева направо; 3) чтение несуществующих слов также очень полезно, т.к. происходит понимание, что каждое правильно прочитанное слово должно иметь смысл. Итак, Вы даёте 3 карточки, например: «ша», «ба», «ка». Просите его отложить одну любую карточку и попробовать сложить слово. Убрали «ка», из оставшихся читаем слова: «ша-ба» и «ба-ша». Каждый раз спрашиваем, что такое «шаба», есть такое слово – «шаба»? Ты знаешь, что это? И я не знаю! И если Вы это говорите весело, смеясь над этими абракадабрами, то это придаст занятию положительную эмоциональность, и ребёнок с большей охотой будет участвовать в процессе чтения. Далее возвращаете карточку «ка», и ребенок откладывает другую, опять читает все варианты из слогов. Когда у него складывается «ка-ша», радуемся, хвалим за правильную отгадку и обсуждаем смысл этого слова.

В приложении №2 представлены таблицы слогов, которые помогут при усвоении чтения с другими гласными. Вы хором с ребёнком читаете новую таблицу с «О», а затем читаете таблицу, где слоги расположены попарно: БА-БО, ВА-ВО и т.д. Картинка-символ на слоге с «А» поможет ребёнку в назывании согласного в новом слоге. Далее читаем таблицы со следующими гласными.

Слова и фразы с другими гласными в нашем пособии не представлены, т.к. очень большой материал подобран в «Занимательном букваре» Резниченко Т.С. и нет необходимости повторяться. Поэтому рекомендуем наше пособие рассматривать, как подготовительный этап к обучению чтению, и затем переходить к работе с «Занимательным букварём».

 

М.Козлова «Школа красивой речи. Учимся читать часть 1» М., Изд-во Секачев. 2018, 112 стр.

 

 Для заказа книг по ценам издательства с доставкой по Москве и по России пишите на почту: knigimk@mail.ru