«Школа красивой речи» Учимся читать Часть 2

Вторая часть нашего пособия полностью состоит из таблиц и разделена на два блока (дополнительные мои комментарии можно прочитать в разделе Новости).  Блок I – это таблицы для продолжения изучения слогов со всеми существующими гласными в русском языке. Как правило ребенок так хорошо выучил узнавание всех согласных в слогах с «а», что переход к другим видам слогов не вызывает затруднений.  Поэтому мы просто даем образец называния всех слогов, например, с гласной «у», ребенок подхватывает образец и спокойно читает слоги с новой гласной. Но здесь возникает трудность, когда необходимо переключаться с одной гласной на другую. Поэтому при изучении каждой новой серии слогов мы предлагаем таблицы на различение гласных, которые позволят на уровне слога привлечь внимание ребенка к изменениям не только согласных, но теперь уже и гласных. Если не поработать над дифференциацией (различением) слогов, то мы сразу же получим чтение слова «лужа», как «лажа» или «лужу». 

Также можно использовать игру «Путаница». Используя таблицы со слогами, например, на «а» и «о», проводим работу по обучению переключаться на другую гласную. Взрослый объявляет, что сейчас постарается запутать ребёнка. Показывает пальцем на любые 3-4 слога с «а» (например: ка, ма, ша, ба), затем предупреждает: «Перехожу на таблицу с «о». И здесь показывает любые слоги с «о» (например: во, до, хо, ро). Затем опять предупреждаем, что таблица меняется, и показываем слоги с «а». Когда ребёнок понял, как меняются слоги, перестаём его предупреждать о смене гласной, продолжаем игру без подсказок. После изучения таблицы со следующей гласной в игру «Путаница» берём уже три таблицы. И так далее. Достаточно сложный момент для большинства детей оказывается изучение мягких слогов, т.е. с гласными «и», «е», «ё», «ю», «я». Некоторым трудно произнести  мягкий слог. Часто идёт смешение в назывании, и  ребёнок заменяет мягкий слог на твёрдый. Поэтому очень важно опять-таки на уровне слога провести дифференциацию по твёрдости-мягкости с помощью таблиц.

При обучении чтению часто отмечаются различные смешения букв, что может быть обусловлено ещё не достаточно твёрдым усвоением видения слога, а также – несформированностью фонематического восприятия. Поэтому в блоке II  даны серии слогов для работы со специфическими ошибкам и для развития фонематического восприятия.

В таблицах № №1-6 даны серии слогов на дифференциацию по звонкости – глухости, в таблицах №№ 7-12 дана дифференциация шипящих – свистящих. Эти слоговые цепочки можно использовать не только для чтения, но и при работе по развитию фонематического восприятия. В этом случае ребёнок устно повторяет за взрослым всю цепочку. Если на начальном этапе сложно, то взрослый помогает ребёнку, дифференцируя голосом (н-р, «па» – тихо, «БА» – громко) и добавляя жесты – звонкий слог (н-р, «БА») – рука вверх, глухой («па») – рука вниз. Также впоследствии, при обучении письму, данные серии слогов можно диктовать.

Для работы со специфическими смешениями букв, таких как Ш-Х, Ш-Щ, О-А, О-У, Е-Ё и других, рекомендуется чтение таблиц  №№ 13-24.

Сложности бывают и при усвоении чтения с «Ь».  Ребёнок не всегда может отдифференцировать твёрдое и мягкое звучание согласного с «Ь» и без «Ь», а также бывает смешение «Ь» и «Е», с разделительным «Ь». Поэтому рекомендуется чтение таблиц №№ 25-29. И последняя таблица на дифференциацию «е»-«й».

Учите детей с радостью и терпением, не будьте чрезмерно требовательны, и тогда ребёнок легко окунётся в интересный мир букв и научится от обучения получать удовольствие.

 

М.Козлова «Школа красивой речи. Учимся читать часть 2» М., Изд-во Секачев. 2018, 76 стр.

 

 Для заказа книг по ценам издательства с доставкой по Москве и по России пишите на почту: knigimk@mail.ru