Коррекция заикания у детей "Упражнения по формированию плавности"

Предлагаемое пособие разработано на базе ГБУЗ «Центра патологии речи и нейрореабилитации» Департамента здравоохранения города Москвы (научный руководитель В.М. Шкловский). Книга «Школа красивой речи. Упражнения по формированию плавности» - это методико-практическое пособие для коррекции заикания у детей. 

Данное  пособие  разработано, опираясь на основные принципы коррекции заикания. Здесь  впервые  предлагается комплекс упражнений по формированию плавной речи с использованием картинного материала. Вводится  новый метод под названием «ниточка».  В комментариях к каждому упражнению доступным языком описывается,  как заниматься с ребёнком.  Предложенные упражнения рассчитаны на работу с детьми, начиная с 3 лет. Но являются универсальными для коррекционной работы с детьми любого возраста.  Данное пособие предназначено  для детей, имеющих заикание.  Но может быть полезно и  детям  без речевых проблем  для активизации фразовой речи, начиная с 2,5 лет.

Видео:  Коррекция заикания. Какие книги использовать на занятиях с детьми разного возраста.

Методика работы по коррекции заикания, представленая  в  книгах  «Упражнения по формированию плавности речи», «Упражнения по автоматизация плавности речи», формировалась  в ходе  практической работы автора в течение трех десятков лет.  А в последние  десять лет,  когда более  700 детей  получили занятия с автором по разработанным упражнениям, отшлифовывались тонкости  данного подхода, путем наблюдения за  первичными и отдаленными результатами.

Данные пособия разработаны, опираясь на основные принципы коррекции заикания, но здесь впервые описывается какими способами объяснять ребёнку,  как говорить по-новому. И вводится  новый метод под названием «ниточки».  Предложенные упражнения рассчитаны на работу с детьми, начиная с 3 лет. Но являются универсальными для коррекционной работы с детьми любого возраста. Специалист может выбирать,  с какого способа коррекции начинать, сколько по длительности выполнять упражнения  каждого пособия и когда переходить к следующему этапу. Это зависит от: возраста, тяжести заикания, принятия ребёнком предложенного способа,  возможности усваивать  новые навыки и временем их автоматизации каждым  конкретным  ребёнком.

В книге «Формирование плавности речи» предлагаются упражнения для коррекции заикания, начиная работу со звуков, слов, фраз различной сложности, упражнения по развитию долгого речевого выдоха, а также по формированию правильных пауз, чтобы ребёнок смог овладеть навыком правильного речевого дыхания в связной речи. Каждое упражнение сопровождается комментариями, где  доступным языком рассказывается, как объяснить ребёнку задание, и зачем оно необходимо. А также  объясняется родителям, что ни в коем случае нельзя фиксировать внимание ребенка на том, что он должен  сделать вдох перед вступлением  в речь и говорить на выдохе.  Дыхательные  упражнения  должны  быть  организованы  таким  образом,  чтобы  ребёнок  не  фиксировал  внимание  на  процессе  вдоха  и  выдоха. (Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. 1998). А многие родители рассказывают, что логопед на занятиях давал четкую инструкцию: сделай вдох, потом говори. И после чего у ребёнка усилилось заикание, чаще всего в виде дыхательной судороги, или появился нарочито шумный вдох, на котором ребёнок теперь фиксирован, или сформировано сопутствующее движение носом, головой. Для того, чтобы избегать таких ошибок, в пособии «Формирование плавности речи» предлагаются  упражнения с использованием рисования «ниточки», что оказывает визуальную поддержку для  формирования долгого речевого выдоха. Вводится также понятие «ниточка порвалась». Взрослому ясно, что это обозначает нехватку речевого выдоха для проговаривания фразы. А ребёнок сможет понять и почувствовать, как  управлять своим дыханием, чтобы проговорить всю фразу без дополнительного добора воздуха или перехода  к речи на вдохе в середине фразы. Исходя из собственной обширной практики и анализа результатов обследований в детском отделении заикания ЦПРиН, можно сказать, что очень незначительный процент детей говорят только на вдохе. Но значительное количество имеет дизритмию дыхания, то есть укороченный выдох, когда после нехватки воздуха делается дополнительный добор воздуха или переход к речи на вдохе. Поэтому вывод однозначный – надо развивать долгий речевой выдох.  А вот в инструкции - сделать вдох и говорить на выдохе -  нет никакого смысла, особенно для самых маленьких детей.

Когда у ребёнка развит достаточный выдох, то он торопясь, пытается сказать несколько фраз, не останавливаясь, что приводит к «захлёбыванию», и  или  провоцирует  судорогу, или переходит на речь на вдохе. И таких детей большинство. Если научить делать правильную паузу, то ребёнок после неё физиологично делает вдох и продолжает говорить на выдохе, равномерно распределяя имеющийся воздух. Паузы также формируются с помощью метода «ниточки».

Главный момент в коррекции заикания – это формирование плавности речи. Плавность речи не является самоцелью, а служит начальным моментом для создания новой программы речеговорения. Когда к ребенку придет ощущение,  как можно говорить без заикания и  появится возможность «переключаться» на новую «красивую речь», можно не настаивать на плавной речи, так как уже сформирован контроль за темпом речи, умение проговаривать фразу на одном выдохе, правильные паузы. Но занятия продолжать необходимо и дальше для достижения автоматизма,  чтобы осознанный контроль перешел в бессознательный.   На  занятиях объяснить школьнику, что хочет от него логопед и как надо говорить, достаточно легко. Но чем младше ребёнок, тем сложнее. Сейчас очень много детей, которым необходима коррекционная работа уже  в возрасте 3- 4 лет.

А как объяснить, что надо говорить плавно? Логопеды используют для этого образец своей речи. Но большинство  ребятишек, особенно самых маленьких, не могут уловить эту плавность, принять эту новую речь и понять, как произнести также. Тогда специалист использует плавное ведение рукой совместно с речью. Дети с большой старательностью подхватывают это, и  таким образом формируется сопутствующее движение. И навык «красивой речи» будет чётко ассоциироваться с движением руки. Если ребёнка попросить впоследствии не сопровождать свою речь движением руки, говоря, что он уже умеет «красиво говорить», то он начинает раскачиваться всем телом. Так как же на первом этапе ребёнку объяснить и дать почувствовать плавность речи? Для этого разработан метод «ниточки», что представлено в последовательных упражнениях.

Таким образом,  в данном пособии представлен новый метод коррекции заикания  -  «ниточки»,  благодаря которому:

- у ребёнка формируется  чувство плавности речи;

- взрослый может повлиять на темп речи, ведя руку ребёнку по листу бумаги медленно;

- не формируются сопутствующие движения.  После периода формирования нового речевого навыка дети легко отказываются от рисования надоевших уже «ниточек» и самостоятельно контролируют «красивую речь». Нет карандаша -  нет движения.

- ребёнок понимает, как он может говорить на одном дыхании, то есть на одной «ниточке», не прерывая её;

- возможность развития долгого речевого выдоха;

- имеется визуальная поддержка говорения на одном речевом выдохе.

- ребёнок учится равномерному распределению воздуха на целую фразу и делает это осознанно, благодаря «ниточке».

-появляется возможность работать с паузами в сложных предложениях, стихах и рассказах, что позволяет делать вдох вовремя, не получая при этом словесной инструкции взрослого. Благодаря этому  не происходит вмешивания в физиологический процесс дыхания, а идёт очень мягкое его развитие.

- видение пауз также помогает научиться их чувствовать и делать;

- формируется условный символ:  «скажи красиво, как на «ниточке», благодаря которому ребёнок «переключается» на новый вид речи, что отмечают практически все родители;

- длительная работа с «ниточкой» даёт возможность  формирования мотивации говорить по-новому, «красиво». Это происходит тогда, когда мы разрешаем   не рисовать «ниточку», а самостоятельно говорить «красиво», контролируя темп и плавность. Для того, чтобы не рисовать уже надоевшие линии,  ребёнок «включает» собственное желание «говорить красиво».

- после того, как дети освоили навык говорения плавно, рисуя «ниточки», и уже могут говорить самостоятельно, «включая» навык «красивой речи», данные упражнения очень полезно продолжать практически на каждом занятии в виде разминки. Как отмечается специалистами и родителями эти упражнения хорошо успокаивают ребенка, дают возможность вспомнить, как он говорит красиво и настроить на дальнейшие речевые упражнения.

Приобрести можно в Лабиринте или на Валберис.