Ребёнок очень резко начал заикаться

Марианна Вадимовна, добрый день! Мой сын 2 года и 3 месяца достаточно неплохо говорил для своего возраста были в его речи длинные слова и достаточно давно говорит небольшими предложениями. Буквально 3 дня назад вечером заметила, что он пару раз тянул первый слог : я-я мою, не-не буду. Но буквально к вечеру следующего дня он стал заикаться очень сильно. Ему стало трудно начать любую фразу. Заикается почти постоянно. Обратились к неврологу. Назначили 1/2 фенибута 2 раза в день, магне в6, глицин, электрофорез. Также консультировались с логопедом, которая посоветовала вести режим тишины и заняться логоритмикой, поскольку занятия с логопедом с таким малышом затруднительны. Очень бы хотела узнать ваше мнение по нашей ситуации и назначенному нам лечению и возможно услышать ещё какие-либо советы. Заранее благодарна.

Ответ.

Здравствуйте.

Медикаментозное лечение комментировать не имею никакого права. Логопед - педагог.

Не рекомендую в ближайшее время никаких занятий с ребенком, ни логоритмических, ни логопедических. Создание для ребенка спокойной комфортной обстановки, плюс медикаментозное лечение - это то, что необходимо сейчас малышу.

 В дальнейшем, специалисты Центра патологии речи и нейрореабилитации могут очно или дистанционно оказать Вам необходимую помощь. Для этого оставьте заявку на сайте "Профессионалы в коррекции заикания" через любую кнопку Свяжитесь с нами.

На данный момент продолжайте лечение у врача и общий и речевой охранный режим. Если нужна моя консультация, то возможно также провести дистанционно.

Подробное обсуждение можно посмотреть в видео: Заикание у ребёнка началось 10 дней назад! Что делать?

Ребенок заикается. Как правильно взрослому вести себя в момент проявления заикания в речи ребенка?

Много информации и обсуждения с родителями проблемы заикания можно в Телеграм канале: Беседы о заикании Марианны Козловой.

Охранительный общий и речевой режим при инициальном заикании.    Памятка.

Заикание, возникшее впервые и длящееся не более 4-х месяцев,  рассматривается как острое состояние и называется инициальным заиканием. В этот период необходимо создание охранительного общего и речевого режима ребенка. Чем быстрее удастся нормализовать психо-эмоциональное состояние ребёнка, тем благоприятней прогноз в течении заикания. 

  1. На протяжении нескольких месяцев с момента возникновения запинок в речи ребенок должен находиться под наблюдением психиатра и / или невролога, получать лечение, если таковое будет назначено. По рекомендации врача возможны индивидуальные занятия с психологом, психотерапевтом, в которые может быть вовлечена семья.
  2. Логопедические занятия, направленные на развитие речи, коррекцию  звукопроизношения или заикания в этот период категорически не показаны. Общеразвивающие нагрузки также должны быть минимальны.
  3. Родители не должны внешне проявлять своего беспокойства по поводу возникших запинок. С ребёнком общаемся спокойно, без напряжения, с улыбкой. Ни в коем случае нельзя обсуждать речь ребёнка в его присутствии. Категорически нельзя делать замечания  по поводу речи ребенка, поправлять его, «учить» как правильно говорить.  Недопустимы передразнивания и насмешки. Заикающийся ребенок не должен чувствовать себя ни ущербным, ни привилегированным.
  4.  Взрослым нужно  контролировать темп своей речи, говорить  спокойно, неторопливо,  но и не монотонно.
  5. Желательно выявить и постараться устранить ситуацию, травмирующую психику ребенка (возможно с помощью психолога). Очень важно  контролировать взаимоотношения в семье. Это предполагает создание спокойной, доброжелательной обстановки с учётом страхов ребенка и его тревог. Заикающиеся дети требуют ровного, внимательного  отношения.
  6.  Нужно на 2 – 4 месяца отказаться от посещения детского сада, ограничить проведение шумных семейных праздников, исключить перегрузки ребенка впечатлениями от зрелищных мероприятий, поездок, мест большого скопления людей. Необходимо временно избегать ситуаций, которые чрезмерно возбуждают,  расстраивают или утомляют ребенка. Бурные безудержные радостные эмоции в этот период также нежелательны.
  7. Необходимо соблюдать режим дня, отводить достаточное время на ночной сон и дневной отдых, регулярно гулять с ребенком, предпочитая пешие прогулки в парковой зоне. Организовать полезные ритуалы, которые будут уменьшать тревогу ребенка (например, перед сном в одном и том же порядке вспоминать хорошие события дня, купаться, рассказывать сказку, петь колыбельную).
  8. Очень важно организовать жизнь ребенка так, чтобы его не нужно было торопить.
  9. В инициальный период не следует  побуждать ребенка   к активной  речи. Но нельзя запретить ребенку говорить, если у него возникает такая потребность. Следует переводить речевую активность ребенка из монологической речи в диалогическую. Задавая вопрос, нужно предлагать выбор, избегая длинных фраз в его речи: «Ты на завтрак будешь кашу или омлет?»  Полезно отсрочить речь ребенка, когда он что-то эмоционально начинает рассказывать: «Давай мы присядем, и ты мне всё спокойно расскажешь». Нельзя перебивать ребенка. 
  10.  Надо постараться удержать ребенка от речи, если он плачет или на грани истерики.
  11.  Необходимо ограничить общее время просмотра фильмов и компьютерных игр (в общей сложности – не более 30 мин. в день), контролировать их содержание и находиться в это время рядом с ребенком.
  12.  На период острого состояния лучше ограничиться чтением уже знакомых книг. При большом желании ребёнка послушать чтение новой  книги, сначала  рассмотреть картинки,  затем взрослый  в свободной форме пересказывает содержание.
  13.  Из игр предпочтение должно отдаваться лото, мозаике, настольным играм, конструкторам, строительным играм, а также лепке и рисованию. Очень полезны игры с водой и песком.